Доллары США.

Только 1-2% стартапов приносят инвесторам прибыль. Многие проекты перестают существовать еще на этапе организации бизнес-идеи, т.к. она оказывается не жизнеспособной или имеет более успешный и дешевый аналог. Если проект пошел в рост, то может принести высокую доходность, от 50% до 300%. Но как выбрать проект и не прогадать?

Изучение презентации

Как только бизнес-идея оформляется в конкретный продукт или услугу, владелец составляет бизнес-план и презентацию. А как иначе он может донести до инвестора прибыльность проекта и необходимость инвестировать деньги именно в него?

Это самый сложный этап для инвестора, т.к. предложений может приходить много и нужно выбрать самый перспективный. Важно отметить, что презентация будет отражать только положительные стороны проекта, при этом переплетая факты с желаниями владельца. Естественно, все неприятные моменты остаются за кадром. Поэтому очень важно фильтровать информацию и тщательно ее оценивать.

Владельцу бизнеса нет смысла врать, т.к. любые показатели можно легко проверить или пересчитать. Но если он был пойман на подтасовке, то с этим проектом лучше не связываться.

Вся информация будет представлена не только в таблицах, но и красивых графиках, диаграммах и прочих графических визуализациях для удобства восприятия. Дело в том, что при желании одни и те же показатели можно так красиво подать, что даже расхождение в 2% на изображении будет смотреться огромной разницей. Поэтому все внимание следует направить именно на цифры.

Также не стоит уделять внимание сравнению с конкурентами. Для большего эффекта могут быть выбраны компании с худшими показателями, на фоне которых стартап выглядит особенно эффектно. Подобную визуализацию можно сразу пропустить.

Инвестор должен четко понимать, что производит стартап и кому продает, какую проблему клиента они решают, сколько продукт или услуга могут реально стоить. Презентация должна давать информацию о формировании себестоимости, кому и за что платят, какое сырье планируется закупать и по каким ценам, какие еще присутствуют статьи расходов. Какая стратегия ценообразования планируется применяться, какую долю рынка хотят занять.

Важно обратить внимание на расчет затрат на привлечение одного клиента. Сколько покупок, и за какой период он совершит. Например, мебель покупается раз в несколько лет, а вот заказать еду на дом он может несколько раз в месяц. Какой планируется средний чек, расходы на доставку, рекламу, сколько остается чистой прибыли. Если стоимость привлечения клиента меньше той суммы, которую он потратит, то проект прибыльный. Но вопрос, насколько? Какая наценка будет допустимой, чтобы не отпугнуть потребителя?

После презентации обязательно необходимо провести собственное исследование. Возможно, имеется более дешевый аналог. Чем предлагаемый продукт будет отличаться? Какие преимущества даст клиенту? Бывает так, что подобная идея уже появлялась на зарубежных рынках. Насколько она была успешной? Если проект провалился там, есть высокая вероятность, что он не приживется и здесь. Можно проверить поисковые запросы в Вордстат Яндекса. Как часто люди ищут подобный товар или услугу?

Поискать реальные цены поставщиков, сравнить с отраженными в презентации. Насколько они совпадают? Сравнить показатели расходов с рыночными ценами. Если проект действующий, можно поискать о нем информацию, изучить отчетность.

Если проект вызвал вопросы, то можно задать их владельцу бизнеса, и посмотреть, насколько быстро и уверенно он на них ответит. Если возникли сомнения, или вообще ничего не понятно, смущают многие моменты, то от проекта лучше отказаться. В противном случае можно перейти к непосредственной встрече и обсуждению условий.

Как инвестировать?

Все договоренности обязательно должны быть юридически оформлены на бумаге, а передача средств подтверждена документами.

Инвестировать в стартап можно в следующих вариантах:

  • Покупка доли – инвестор становит полноправным совладельцем компании, прибыль распределяется согласно долям;
  • Кредит – инвестор дает деньги в долг под процент, которые и составят его прибыль. Прибыль на размер суммы возврата никак не влияет, но инвестор может попросить что-то в залог;
  • Подписание договора инвестирования – владелец бизнеса обязуется выплачивать определенный процент прибыли инвестору согласно заключенному договору. В случае убытков инвестор рискует вложенными средствами.

Инвестиция необязательно может быть осуществлена деньгами. Например, стартапам могут быть предложены помещение или оборудование.

Где искать стартап?

Если инвестор известная личность, то стартапы ищут его сами. В остальных случаях необходимо действовать самостоятельно. Например, искать в открытом доступе информацию о компаниях, которые ищут инвесторов.

Также существуют специальные платформы – биржи стартпатов. Они выступают посредниками, проектов много, но оценивать перспективность придется самостоятельно.

Другое дело инвестиционные клубы. Они сами отбирают проекты и предлагают их сформированному кругу инвесторов. Попасть в него не так-то просто, т.к. порог входа там достаточно высокий.